Главный Государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис о Красноярском ЖКХ

На прошедшей неделе состоялся Красноярский экономический форум, на котором присутствовал и заместитель министра Строительства и ЖКХ, Главный Государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис.

Председателю координационного совета МОД «Народный контроль в ЖКХ» Роману Казакову удалось встретиться с Андреем Владимировичем в коридорах форума и рассказать ему о проблемах, которые возникли в жилищно-коммунальном хозяйстве города в связи с банкротствами управляющих компаний ГУК «Жилфонд».

Андрей Владимирович с вниманием отнесся к словам общественника:

- Я первый раз слышу об этой ситуации, - заявил Андрей Чибис. - Я считаю, что проблемы должны решаться на местах. Но раз этого не происходит, то в процесс придётся вмешаться. Очевидно, что тариф в более полторы сотни рублей с квадратного метра - это бред. Такого быть не должно.

В течении нескольких часов, там же на КЭФ-е, Андрей Владимирович собрал рабочее совещание с участием представителей города, краевого министерства ЖКХ, руководства ГЖИ и директора ГУК «Жилфонд».

Андрей Чибис на своей странице в социальной сети Facebook:

Совещание собрали тут же, на площадке КЭФа, спустя всего несколько часов. Представители города, краевого министерства ЖКХ, руководство ГЖИ и директор Управляющей компании - больше участников и нужно для разговора по существу и принятия необходимых решений.

Итак, для начала коротко о ситуации. В Красноярске порядка 5700 многоквартирных домов, из них чуть более 4000 домов обслуживает управляющая компания "Жилфонд". В конце 2015 года эту УК за долги, превышающие 2 млрд рублей, выкупила Сибирская генерирующая компания (СГК) (предварительно в отношении "Жилфонда" была объявлена процедура банкротства).

Возмущение людей вызвал следующих факт. Дома, находящиеся в управлении УК - а речь идёт, в том числе, и о двухэтажках барачного типа - копили средства на собственном счете на работы по текущему ремонту. При этом деньги по назначению израсходованы не были, соответственно, должны находиться на счете. Однако, по предварительным данным, счета пусты. А по информации Анатолия Кузнецова, исполняющего обязанности руководителя службы строительного надзора и жилищного контроля, руководство СГК в какой-то момент заявило, что собранные деньги могут пойти в счёт уплаты долгов "Жилфонда". Более того, новое руководство этой компании вышло к собственникам 7 двухэтажек с предложением, если они хотят текущего ремонта, то пусть платят по новому тарифу- от 70 до 150 рублей за квадратный метр. Вы, конечно, простите, но за апартаменты в Башне Федерации в Москве собственники платят меньше с квадратного метра, чем УК предлагает платить за деревянный барак с удобствами на улице! Не понятно, откуда такой цинизм и уверенность в безнаказанности, раз он приходят и прямо говорят - хотим в 5-10 раз больше денег, чем получаем сейчас. Присутствующая на совещании директор "Жилфонд" Наталья Жавнова абсолютно спокойно все подтвердила: да, ходили, да, предлагали, но никто нашу идею не поддержал. К их сожалению, но на радость здравому смыслу.

В настоящее время в отношении УК параллельно проводятся 2 проверки. Прокуратура и новый владелец пытаются выяснить, куда со счетов компании пропали собранные людьми деньги, если ремонта никто не видел. К проверке я потребовал подключиться город и руководство ГЖИ. От последних, кстати, жду объяснений: как так получилось, что в сложившейся ситуации они детально начали разбираться только сейчас, а не несколько месяцев назад, когда она возникла.

До тех пор, пока мы не будем располагать достоверной информацией, на "сбрасывание" ветхого жилья, как и на любое повышения тарифа за его обслуживание, накладывается мораторий. Далее. Как только результаты аудита будут подведены, их необходимо публично представить населению. При этом, само собой, как того и требует закон, если в ходе проверки вскроются факты, указывающие на преступления, то дело будет немедленно переведено в уголовную плоскость.

Кроме того, всем участникам процесса - город, ГЖИ и УК - в оперативном порядке поручено провести совместную пресс-конференцию и максимально подробно и публично представить план работы. На его составление сроку 2 недели, не больше! Люди должны понимать, что их не оставили один на один с несправедливостью. Они должны быть уверены, что их ситуацией занимаются и они должны чётко знать: как именно и в какие сроки вопрос будет решён. И последнее. Муниципалитет под контролем ГЖИ обязан решить проблему управления этими домами. И сделать это оперативно.

Со своей стороны, само собой, беру проблему на личный контроль.

Кроме того, главный государственный жилищный инспектор негласно проверил как в Красноярске реализуются программы капитального ремонта и расселения аварийного жилья:

Специально задержался в Красноярске ещё на день, чтобы проверить реализацию 2 важных программ - капремонта и переселения граждан из аварийного жилья. Причём сделал это неожиданно: и для лиц, ответственных за программы, и для жителей - СМИ не пригласил принципиально (простите, коллеги, иногда крайне важен эффект внезапности).

С капитальным ремонтом, к сожалению, в Красноярском крае дела пока обстоят не самым лучшим образом. В краткосрочном плане на 2015 год значилось 115 домов из 24 районов, включая 46 в Красноярске. Несмотря на то, что план и так был, скажем прямо, не очень оптимистичным, но его реализация оказалась и того хуже - более, чем в 10 раз! Итог года - всего 5 отремонтированных домов. Да, действительно, работы выполнены на значительно большем количестве объектов и сейчас идет оформление документов. Конечно, процесс осложняется тем, что документы о приемке подписываются комиссионно, с обязательным участием собственников. Но давайте будем объективными, об этом требовании - привлечении жителей к утверждению результатов капремонта - ответственные за программу знали с самого начала, поэтому ссылка на необходимость дооформить документы не является оправданием срыва сроков. Хорошо, что руководство фонда требует от подрядчиков устранения недостатков и доведения работ до надлежащего качества - это их обязанность, но все необходимо делать своевременно. Меня конечно радует, что по тем домам, которые сегодня удалось посмотреть, у жителей претензий к качеству нет. Но я очень надеюсь, что в наступившем году так же пристально фонд капремонта будет относиться и к соблюдению сроков. В противном случае, мы будем вынуждены инициировать кадровые решения. Думаю, всем понятно, чем это обернётся в реальности. Тем более примеры уже есть.

С переселением из аварийного жилья дела хоть и обстоят гораздо лучше, но тоже не гладко. Адрес дома, который я решил проверить, выбирал наугад, на сайте Минстроя. Отправился на ул. Алёши Тимошенкова, 8 и был, честно говоря, ошарашен. Вместо двух новых высоток пере до мной стоял недавно отстроенный, но один и при том частный дом. Звонок руководству Красноярского края внес ясность: на сайте ошибочно был указан строительный адрес, фактически же дома располагаются в пятистах метрах выше по улице. Увиденным, признаюсь, остался доволен: новостройки выглядят достойно, глаз радуют яркие фасады, благоустроенная детская площадка, пандусы. Прогуливающаяся неподалёку пожилая пара разделила моё впечатление, подтвердив его и рассказами об увиденном изнутри (их друзья получили квартиру в одной из многоэтажек и не могут нарадоваться на новое жильё).

Все это, безусловно, важно, и являлось бы хорошими показателями реализации программы в крае. Если бы не странное, простите за прямоту, наплевательское отношение к мелочам. Неточный адрес новостройки на сайте - это лишь на первый взгляд невнимательность исполнителя. Маленькая ошибка очень серьёзно влияет на восприятие людей: из-за таких, казалось бы, незначительных недочетов возникает недоверие к действиям властей, и весьма часто, к действиям эффективным. Эта нелепость с адресом будет стоить Красноярскому краю полмиллиона рублей (такова цена штрафных санкций за каждую ошибку), а ответственному лицу, её допустившему, видимо, карьеры. Надеюсь, урок будет усвоен не только здесь, но и в каждом субъекте России. Мелочей в нашей работе быть не может. Прошу коллег это запомнить и ежеминутно учитывать в работе.