Реально ли дать муниципалитетам больше прав для осуществления государственного жилищного надзора?

На заседании в рамках сессии Законодательного собрания Красноярского края, прошедшем 10 марта, при обсуждении вопроса, посвященного банкротству управляющих компаний ГУК «Жилфонд», глава города Красноярска Эдхам Шукриевич Акбулатов рассказал, что в сложившемся кризисе муниципалитетам недостаточно рычагов для влияния на ситуацию. Все, на что имеют право муниципалитеты, это муниципальный жилищный надзор, который осуществляется только в отношении тех многоквартирных домов, в которых есть помещения принадлежащие муниципалитету.

Мы изучили законотворческую практику различных регионов, и привлекли к этому изучению юристов общественного движения.

Эта работа дала результат.

Согласно части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, введенной в 2012 году: Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Так, еще 25 декабря 2013 года Волгоградской областной Думой был принят Закон Волгоградской области от 10 января 2014 года №12-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора".

После него, уже в 2014 году Государственным советом Удмуртской республики был принят аналогичный Закон Удмуртской республики от 30 июня 2014 года № 40-РЗ.

В соответствии с этими законами органы местного самоуправления ряда муниципальных образований, наделяются следующими отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору:

1) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию;

2) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

3) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества;

4) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

5) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

6) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к созданию и деятельности советов многоквартирных домов;

7) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

8) организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.

При этом во всех случаях принятия аналогичных законов, контроль над исполнением указанных полномочий остается в ведении исполнительной власти субъекта федерации.

Данный подход уже дал положительные результаты в ряде регионов и может быть реализован на территории Красноярского края. Его введение не потребует значительных дополнительных затрат, так как в ряде муниципалитетов уже образованы и действуют службы муниципального жилищного контроля.

Но при этом, принятие аналогичного Закона Красноярского края позволит разгрузить Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, и тем самым повысить качество жилищного надзора в регионе.