Собрали много миллиардов, потратили совсем мало миллионов.

Капительный ремонт по Красноярску вновь прославился на всю страну. И вновь, не в лучшем свете. С момента запуска программы только в нашем крае собрали 4 млрд 700 млн рублей, а вложили в ремонт только 4 сотых от этой суммы. А где остальные деньги? Этим классическим вопросом на этой неделе задалась моя коллега. Почему общекраевая кубышка оказалась с таким узким горлышком, кто и сколько на этом зарабатывает, расскажем прямо сейчас.

Нина Сизых, житель дома по ул. Свердловская, 112 «Пол провалился, отовсюду дует, отовсюду несет и бегают крысы. Мне пришлось бросать отраву и закрывать форточку, у меня пол провалился кругом. И в кухне, и в комнате, у меня все провалилось»

Провалился пол и куда-то, видимо, закатилась вера этих людей в то, что их дома отремонтируют на большие собранные миллиарды. В этих суммах есть и их копеечки, но куплено на них только ожидание. Причем, ждут тут уже даже не ремонта, а того, что случится раньше – нога снова под пол уйдет или на голову сверху что-то свалится.

Зоя Чучалина, житель дома по ул. Свердловская, 110: «Вот это все белили, делали, красили, все отваливается. Здесь три года назад делали за свои деньги ремонт»

Даже капитальный ремонт, этот рассыпающийся на глазах дом не спасет. Это понимают и жители и, кажется, даже те, кому не первый год эти люди обрывают телефоны, но помощь не идет. Идут только квиточки на новую оплату и разговоры – сколько можно платить за вид на сгоревший барак и жизнь в бараке сыпучем.

Зоя Чучалина, житель дома по ул Свердловская, 110: «Смотрите – это все упадет на голову маленьким детям. И вот за все это мы обязаны заплатить»

«А почему мы тоже должны платить?» А это уже совсем другая, но такая же история. Здесь тоже платят за то, что им не нужно. 20 лет жильцы этого дома ремонтируют его и обслуживают без всяких фондов. В подъезде целая галерея, а любоваться можно техническим состоянием жилья. Отремонтировано все, причем совсем недавно. Для капитального ремонта завели, как позволяет закон спецсчет. Не востребованных денег за два года накопили 400 тысяч рублей. Причем, что скидывались все это время по своему тарифу – в шесть раз меньше государственного. Государству это не понравилось.

Тамара Гафина, житель дома по ул. Свердловская, 11: «У нас была проверка с Росстройнадзора», где пришли и указали нам, что мы неправильно собираем, постановление правительства 6,60, а мы собираем по рублю и было предложено нам платить по 6,60. Если мы не исполним это до 01 октября, наш спецсчет уйдет в общий региональный котел»

Зачем в общий котел тянут всех подряд, вопрос не сложный, если знать цифры и натуру российского управленца, который любит деньги, а стулья подождут, они не в интересах чиновников.

Константин Сенченко, депутат городского Совета: «Очень многие хотели другого, очень многие хотели деньги населения ими поуправлять. Поэтому было сделано все для того, чтобы люди не создали собственные счета и сами не стали копить деньги на своих счетах. Это сделано было для того, чтобы собрать максимальное количество денег – это ж так интересно, три млрд, пять млрд, десять млрд. Для любых чиновников, управленцев это сказка. Огромные деньги лежат, с ними что-то можно делать»

Вариант первый – положить их в банк и зарабатывать на процентах. Всю прибыль, говорят в руководстве Красноярского фонда капремонта, добавляют к имеющимся миллиардам.

Нина Авдеева, ген. Директор фонда капремонта МКД: «По конкурсу мы отобрали банк – это Сбербанк. Специальные там условия, специальные программы, защита. Если даже мы обанкротимся, эти средства не попадут в конкурсную массу, они будут переданы другому региональному оператору, числятся за каждым домом, они у нас учитываются, на них банк начисляет процент»

Сбербанк начисляет по 9,5% в среднем для Красноярского счета, где лежат 4,5 млрд рублей – это плюс 405 млн, если бы не было инфляции. Только официально и только за 2015 год цифра эта почти 13% и того – пролеживание в банке увеличивает капитальную кубышку на минус 585 миллионов рублей. Не выгодно, по крайней мере тем, кого интересуют стулья, а не деньги.

Роман Казаков, лидер Общественного движения «Народный контроль в ЖКХ»: «Единственный выигравший – это банк, в котором эти деньги хранятся, то есть они фактически в свободное распоряжение получили 3,5 млрд рублей»

26 сентября 2016 года глава Сбербанка Герман Греф на встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым сообщил, что – цитата: «За восемь месяцев текущего года у нас все идет даже несколько выше, чем мы ожидали в начале года. Мы заработали рекордную прибыль вообще за все годы существования банка»

Роман Казаков, лидер Общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» «С каждым днем, с каждым, наверное, месяцем принимаются все новые и новые регламентирующие документы, которые затрудняют, как раз, поток денег из фонда. И вся бюрократическая машина направлена на то, чтобы, собственно, эти деньги аккумулировать, но медленно тратить»

А почему в Красноярске это сейчас срабатывает лучше, чем во всех остальных регионах России, дают понять наши городские юристы, которые выигрывают судебные дела против системы капремонта везде, кроме нашего города, потому что здесь желающих бороться нет.

Ольга Карпова, юрист: «Люди настолько зажаты, люди настолько боятся судебных решений, судебных разбирательств, что Красноярск пока не участвует в этой гонке. На сегодняшний момент закон не очень корректен, не работает в пользу людей. Если, все-таки, юристы соберутся и обратятся в суд об исключении определенных действий в законе, то, думаю, здесь суд поступит в сторону именно народа»

Так уже было и таких судебных решений, по которым люди, все же, вернули свои деньги из большой коммунальной кубышки уже сотни. Правда, не в Красноярске.


ТВК, 09.10.2016