Роман Казаков о перспективе банкротства управляющих компаний

Программа «Актуальное интервью», в студии Вячеслав Власенко. Сегодня у нас в гостях Роман Казаков., руководитель общественного движения «Народный контроль в ЖКХ». Роман, появилась такая информация, что в Красноярске может произойти очередной кризис с банкротством УК, если это так, то с чем это связано?

Роман Казаков: Действительно такая перспектива есть, она связана с тем, что с 01 июня этого года на уровне Красноярского края был утвержден норматив на подогрев горячей воды. Мы все в платежках видим две строки по горячей воде – компонент на теплоноситель, компонент на тепловую энергию. Если раньше по компоненту на тепловую энергию УК выставляли собственникам все те цифры, которые показывают общедомовые приборы учета, теперь их ограничили в этом плане и есть норматив выше которого они выставить не могут и сложился определенный казус, он заключается в том, что показания приборов учета, за счет того, что коммунальные предприятия, РСО подают не всегда коммунальный ресурс нужного качества, показания приборов учета существенно выше, чем тот норматив, который есть. В результате в работе УК образуется кассовый разрыв, который УК покрывать просто не чем. Если в ближайшее время этот вопрос не будет урегулирован, в этом случае несколько УК, они уже сейчас заявляют о том, что, учитывая, что эти деньги им взять просто не откуда, они будут вынуждены объявить банкротство.

Вячеслав Власенко: То есть, получается, что горячей воды в дома поступает больше, чем установлено регламентом?

Роман Казаков: Я бы сказал – она поступает горячее. Дело в том, что у нас по регламенту горячая вода в кране должна быть, вне зависимости от того отопительный сезон либо лето, она должна быть в диапазоне от 60 до 75 градусов. Практика показала, мы делали срез по нескольким десяткам МКД, что в отопительный сезон горячая вода была и 85 градусов, и 90, и 92. Очевидно, что это была горячая вода ненадлежащего качества и, как следствие, это весь избыток тепловой энергии, который ей был передан, был оплачен из кармана потребителя, чего быть не должно. Соответственно, норматив, который сегодня ввел краевой Минстрой, он как раз и призван защитить горожан от того, чтобы люди не переплачивали. Но неурегулированность законодательства заключается в том, что УК теперь выше этого норматива начислить не могут, а РСО отказываются по этому нормативу начислять, понимая, что у них будут убытки. Поэтому, пока этот спор не разрешится угроза банкротства, причем над всеми УК, безусловно будет.

Вячеслав Власенко: Сколько сейчас заявляли УК такую возможность и сколько домов они обслуживают или это абсолютно все?

Роман Казаков: Касается это, безусловно, всех УК. Просто сфера деятельности нашей организации направлена на взаимодействие с конечным потребителем, но даже УК до нас иногда доходят. В частности, это было три УК, которые в Советском районе свою деятельность осуществляют.

Вячеслав Власенко: В какие сроки банкротство может произойти? Или не банкротство, а судебные разбирательства, когда такое может начаться?

Роман Казаков: В целом, по подсчетам и самих УК, учитывая эти выпадающие доходы, УК, которая занимается управлением примерно 100 тысяч кв. м. жилья, для примера, это 10 МКД по 10 этажей, по пять подъездов, такая УК получает кассовый разрыв, который нечем покрывать, в течение полутора лет, в зависимости от того, какое количество потребителей есть. Соответственно, после этого, понимая, что дальше будет инициировано банкротство, может инициировать его самостоятельно.

Вячеслав Власенко: Полтора миллиона за год?

Роман Казаков: Мы же понимаем, что РСО намерена в любом случае свои деньги получить и не потому что они очень алчные либо какие-то другие цели преследует, просто эти деньги заложены в их тариф и они должны в рамках этого тарифа, собрав деньги заплатить зарплату, оплатить уголь и другие составляющие тарифного дела. В данном случае, РСО не получив от УК планируемую сумму средств, в законных процедурах обращается в суд и требует с УК деньги получить, но так как УК, в свою очередь, эти деньги тоже не получила, в итоге получается, что они вынуждены объявить банкротство, потому что этот долг им погасить просто не с чего.

Вячеслав Власенко: Вы сказали, что больше общаетесь с жильцами, что людей в таком случае ждет, если их УК обанкротится?

Роман Казаков: Здесь я считаю, что должно быть активное вмешательство и краевого министерства, и федерального министерства в вопрос именно урегулирования отношений, потому что это очень правильная позиция, что потребители защищены нормативом, за не качественную работу УК, за не качественную работу РСО они никакой ответственности нести не должны, поэтому и УК должна начислять им по нормативу и РСО. В данном случае регулирующую функцию должны на себя взять краевой и федеральный Минстрой и объяснить РСО, что их начисления в адрес УК должно соответствовать тому же самому нормативу. В конечном счете, я думаю, что в рамках судебных споров мы получим судебную практику. Если она будет в пользу УК и по нормативу обяжут работать всех, в этом случае жителей Красноярска не ждет никаких потрясений и изменений. Единственное, что за горячую воду они будут платить обоснованные деньги, а не какие-то запредельные суммы. Если эта практика будет складываться в пользу РСО, в этом случае всем УК придется идти в суд и оспаривать этот нормативный акт, которым нормативы были утверждены в сторону его увеличения.

Вячеслав Власенко: Ну если все-таки РСО поставят работать по тарифу, может они тогда начнут банкротиться? У них же тоже там расчеты заложены

Роман Казаков: Они вряд ли будут банкротиться, но они обязаны будут изменить подход к качеству коммунального ресурса, который они подают в дома. Потому что в каждом МКД есть определенные технические условия, в соответствии с которыми коммунальный ресурс в дом должен поступать. Это, в том числе, и стимул для УК. Ведь у нас не многие понимают, как горячая вода в дом приходит. Это не всегда четырехтрубная система, это часто в двухтрубная система, когда в дом приходят две трубы, одна - подача по отоплению, другая – по отоплению обратка, а горячая вода образуется уже в ходе подготовки коммунального ресурса в доме за счет того, что из обратки по отоплению в подачу по горячей воде. Поэтому и УК инженерные системы внутри МКД настраивать таким образом, чтобы коммунальный ресурс потребителю приходил нужного качества, а РСО в адрес УК выставляла только те суммы, которые потребителем качественного коммунального ресурса были оплачены.

Вячеслав Власенко: На Ваш взгляд, сейчас опять ввели определенный тариф, хотя до этого ставили общедомовые приборы учета. Как это должно выглядеть?

Роман Казаков: Здесь, как раз, потребители защитили со стороны качества получаемой им коммунальной услуги. Сегодня мы вынуждены констатировать, по тому срезу, который провели, несколько десятков МКД за горячую воду переплачивают, не за объем потребленной горячей воды, а за ее температуру. Это вина и УК, которая не организовала этот процесс, и вина РСО. Поэтому на стыке этих двух интересов, потребителя нормативом защитили. Теперь важно, на уровне законодательства, урегулировать взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, потому что с потребителем в части оплаты коммунальных услуг должно быть все хорошо. Раньше за горячую воду если люди переплачивали, то теперь выше норматива им не начислят.

Вячеслав Власенко: Сказали, что РСО навряд ли будет банкротиться, с УК такая процедура возможна, а что будет с людьми если их УК обанкротилась?

Роман Казаков: В данном случае, мы в городе уже эту ситуацию проходили, им просто придется выбирать другую УК, которая в состоянии банкротства не находится, соответственно, заключив договор с новой УК дальше строить взаимоотношения по управлению их МКД.

Вячеслав Власенко: Если вернуться к этому вопросу, сейчас сколько у нас УК и как они между собой работают?

Роман Казаков: Общее количество УК давно уже перевалило за сотню. Конкуренция есть, развивается - это, безусловно, хорошо. УК стараются и качество своей работы повышать и цену услуг своих держать на понятном для потребителя уровне и даже если какие-то УК с рынка будет уходить, жители МКД без управления не останутся.

Вячеслав Власенко: Кстати, на этом фоне, эти коммунальные войны продолжаются. Одна компания управляет, заходит другая, доходит до того, что ставят фиктивные подписи, что люди переходят на нее, высылают по две платежки и люди не знают, что в такой ситуации делать.

Роман Казаков: Первое – подделка протокола общего собрания – это уголовно наказуемое деяние, у нас возбуждено порядка 20 уголовных дел, я не могу сказать, что они в ходе судопроизводства дошли до логического завершения, но то, что дела возбуждались и возбуждаются – это так. Поэтому, если гражданам доподлинно известно, что подделка подписей или протокола общего собрания была осуществлена, необходимо обратиться в правоохранительные органы, меры принимают, по этой статье сотрудники правоохранительных органов работают, поэтому там трудностей никаких. Что касается того, в какую УК деньги вносить – ЖК на сегодня четко регламентирует момент, когда УК вправе начать управление МКД – это момент, когда этот дом включили в ее реестр лицензии. Поэтому, если у людей есть сомнения необходимо зайти на сайт Службы стройнадзора и в реестре лицензий к какой УК этот дом относится. Теперь, что касается оплаты, которая раньше была внесена, но оказалось, что внесена не в ту организацию. Верховным судом в июне были даны разъяснения относительно этого вопроса и была поставлена точка в спорах относительно того, кто должен взыскивать деньги с УК неправомерно взявшей их за свои услуги. Здесь эту обязанность однозначно возложили на УК, которая законно управляла МКД, поэтому даже если платили не ту УК, действующая УО должна обратиться в суд и с недобросовестной УК эти деньги взыскать. Здесь люди защищены.

Вячеслав Власенко: Прецеденты такие в городе уже были?

Роман Казаков: В данном случае, в силу того, что разъяснения были даны недавно, эта судебная практика только начинает складываться, а то что было до этого, было по разному. Действительно и приходилось потребителям самостоятельно взыскивать эти деньги с прежней УК и новым УК по доверенности приходилось работать. Поэтому практика была разной и теперь ее упорядочили в сторону упрощения жизни для граждан и в сторону приведения общей картину к какому-то единому знаменателю.

Вячеслав Власенко: То есть, у нас сейчас пошло, что нормативная база стала потребителя защищать и стало проще?

Роман Казаков: Сколько можно ошибаться в одних и тех же вещах, поэтому если есть какая-то проблема на одном и том же этапе, можно ее законодательно один раз зафиксировать и если это не делает федеральное законодательство, то в данном случае на Верховный суд выносят какие-то свои рекомендации относительно приведения всего к общей практике.

Вячеслав Власенко: Спасибо Вам большое, Роман.

https://www.youtube.com/watch?v=sBHUGgwhZfA&feature=youtu.be