Весной, после экологических бунтов краевые министры чуть ли клятвенно обещали – все решится до конца лета. Они согласуют с Газпромом генеральную схему, по которой к нам придет магистральный газопровод. Но, документ так и не подписан. Чего не хватает нашим властям, чтобы продавить газовый вопрос – политического веса или, все-таки, желания, что мы теряем пока отапливаемся углем, разбирался Антон Попов.
Это частный сектор в Новосибирске, желтые трубы газопровода подходят к каждому дому. Сергей Тюрин на газу готовит еду, подогревает воду, чтобы начать отопительный сезон просто запускает котел в кладовке. Даже в самые сильные холода газовое отопление у Сергей выходит на 1800 рублей в месяц, а летом он не платит вообще. Сравнение – многие красноярцы помнят платежки с перерасчетами за отопление на 10-20, а то и 30 тысяч рублей, которые по весне рассылал Жилфонд. В газифицированных регионах Минтранс даже субсидирует покупку маршруток на газу, чтобы воздух был чище. Единая система газоснабжения сейчас выглядит вот так. Дыра по середине – это наш Красноярский край. Мы отрезаны, поэтому пользуемся только сжиженным пропан бутаном, которые получаем при переработке нефти. Коттеджный поселок Шамони под Красноярском как раз, так и отапливается.
Иван Молтянский, руководитель проекта Шамони: «Уровень домов подразумевает отопление ни углем, никакими дровами. Человек должен приехать и у него должен быть теплый дом. Он не должен в этом участвовать. Весь мир на газе и поэтому все современные котлы, системы они абсолютно безопасные»
Иван считает, будь в Красноярске природный газ, мы бы уже все жили на земле. Его отсутствие тормозит рынок загородной недвижимости. Отапливать частные дома электричеством в 8 и даже в 10 раз дороже, чем природным газом. Сжиженный пропан бутан тоже не дает особой экономии. Дешевле было бы топить углем, ног и тут у газа есть преимущество.
Вот этот дом прямо сейчас отапливается с помощью индивидуального газового котла, а вот это выхлопная труба. Губернатор Хлопонин в 2005 подписал соглашение с Газпромом. В 2007 договор о прокладке трубы. Газификация городов и деревень должна была начаться уже в 2014, но к власти пришел Лев Кузнецов, который настолько любил угольное отопление, что свернул все договоренности с Газпромом. Вновь, к теме вернулся только Виктор Толоконский: «Уже в ближайшее время буду встречаться с президентом Газпрома. Я думаю, что мы наметим точный временной график. Думаю, что это будет в течение ближайших 5-7 лет»
Инициативу нашего губернатора поддержал даже президент Путин. Вот его подпись на письме Толоконского с просьбой поторопить Газпром. В мае 2017 министр промышленности Анатолий Цыкалов обещал – схему по которой пройдет труба он подпишет с Газпромом в июле. Обещание министр не выполнил, а теперь сдвигает сроки на ноябрь.
Голубая мечта о газовом отоплении и чистом воздухе в Красноярске как новый опиум для народа. Местные власти либо не могут, либо не хотят продавить угольное лобби – говорят эксперты.
Роман Казаков: «Я думаю, что единственным препятствием на пути газификации Красноярского края являются чисто экономические интересы одной финансово-промышленной группы, то есть это группа компаний, которая в себе объединяет СУЭК и СГК. Как только в регионе появится газ, в этот момент вся рентабельность угольного бизнеса по его добыче и его сжиганию на территории Красноярского края, она сразу потеряется»
Мешают ли угольщики решению газового вопроса, доказательств, конечно, нет. Эта борьба идет в высоких кабинетах. Даже с приходом газовой трубы властям будет не просто заставить красноярские ТЭЦ перейти на голубое топливо. Но в этом случае на энергетическом рынке, хотя бы, появится конкурент угольщикам и электроэнергетикам, которые сегодня диктуют свои условия всем красноярцам.