Тарифное регулирование коммунального комплекса нужно либо уводить из политической плоскости, либо качественно менять эту плоскость.
Вместе с тем менять и подходы к регулированию.
Если не читать министерских отчетов, то состояние водоканалов по [Красноярскому] краю можно оценить как плачевное. В отдельных муниципалитетах воду не то, чтобы пить, ей даже помыться не очень хочется.
Денег хронически не хватает ни на что. Ни на зарплату, чтобы привлечь более-менее толковых специалистов не крайнего пенсионного возраста, ни на полноценную ремонтную программу, ни, уж тем более, на развитие комплекса (возвратность инвестиций в небольших городах, де-факто, отсутствует).
При этом регулярно всплывают сомнительного качества борцы за права народа, которые, судя по заявлениям, уроки экономики в школе систематически прогуливали.
Система регулирования сегодня, на деле, позволяет индексировать на уровень инфляции прошлогоднюю базу. Можно и больше, но по решению губернатора и исключительно за счет бюджета. Потому подобные меры если и имеют место, то исключительно в ситуации близкой к чрезвычайной.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе такой подход дает горизонт планирования по систематическому устранению чрезвычайных ситуаций деньгами налогоплательщиков, но не развитию или хотя бы поддержанию общего состояния на преемлемом уровне. Это позволяет политическим проходимцам продолжать паразитировать на проблеме, а избирателю - комфортно пребывать в благостном неведении и тем самым удобрять почву для сторонников всего хорошего - противников всего плохого.
Очевидно, что и формирование экономически обоснованных тарифов и создание инвестиционной привлекательности на централизованные водоснабжение и водоотведение для малых муниципалитетов приведет к росту дебиторской задолженности в геометрической прогрессии по причине неплатежеспособности населения.
Выходом из этой ситуации я вижу повсеместное укрупнение водоканалов и, за счет этого, формирование котлового подхода к тарифообразованию.
Кто-то может сказать, что при использовании "котла" за воду для жителей Назарово будет платить Красноярск. Отчасти это так. Но даже не углубляясь в пространные рассуждения о том, что единый регион и единое экономическое пространство дают общую налоговую базу, и край Красноярском не заканчивается, можно смело констатировать, что создание больших водоканалов позволит:
1. Исключить недофинансирование коммунального комплекса малых муниципалитетов при адекватном подходе к тарифному регулированию.
2. Обеспечить жителей края качественной питьевой водой и системой очистки и утилизации стоков.
3. Создать привлекательные условия для квалифицированных специалистов.
4. Обеспечить инвестиционную привлекательность коммунального комплекса территорий края и возвратность для частного капитала (при условии адекватного тарифообразования).
5. Обеспечить потребность территорий в стабильном развитии коммунального комплекса для подключения новых объектов.
Чтобы это случилось, среди прочего придется убедить ФАС, что их стремление разделить все на мельчайшие кусочки - чистой воды вредительство.
Роман Казаков для нкжкх.рф