Система капитального ремонта Красноярского края в разрезе Сибирского федерального округа

Споры, возникшие вокруг недавно запущенной системы капитального ремонта многоквартирных домов, по-прежнему не утихают. В связи с этим мы решили проанализировать особенности нормативной базы других регионов Сибирского федерального округа.

Первое – что нас заинтересовало – дифференциация взносов на капитальный ремонт. Тема, для Красноярского края актуальная и активно обсуждаемая, у соседей выглядит по-разному. Чиновники Республики Бурятия в этом аспекте выглядят наиболее справедливыми. В республике предусмотрены 27 групп многоквартирных домов, и для каждой группы предусмотрен свой размер взноса. Иркутские чиновники предложили 6 групп. Республики Хакасия, Тыва и Алтайский край по 2.

Для жителей Томской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областей и Республики Алтай взносы на капитальный ремонт МКД возведены в статус всеобщей государственной повинности. Все жители, вне зависимости от этажности, материалов и сложности конструкции платят одинаково.

При этом Красноярский край отнюдь не является лидером в части величины взноса на капитальный ремонт. Иркутяне платят больше всех – 7,3 с квадратного метра для дома с лифтом. Оазисом социализма выглядит Кемеровская область. Взнос здесь самый низкий в СФО – 3 рубля 80 копеек. Либо дома в области прекрасно содержатся и не ветшают, либо подопечные губернатора Тулеева предусмотрели солидные дотации на капремонт из регионального бюджета.

Второе – предельная стоимость работ и услуг. В соответствии с ч. 4 ст. 190 Жилищного кодекса РФ субъект РФ утверждает предельную стоимость работ/услуг по капремонту, которая может оплачиваться рег.оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса.

Что сразу бросается в глаза – абсолютная непрозрачность и отсутствие возможности для общественного контроля. У каждого субъекта свои подходы к формирования групп, критериев, категорий и видов работ, что фактически исключает возможность для какого бы то сравнительного анализа. Кто-то измеряет цену в квадратных метрах от общей площади, кто-то в квадратных метрах ремонтируемой поверхности, кто-то в одной категории делает 10 подкатегорий, кто-то вообще не заморачивается с детализацией и прозрачностью и просто указывает единую цену на все виды работ.

Считаю, что это недоработка федерального центра. Каждый субъект РФ, на мой взгляд, должен иметь четкую матрицу категорий, которую и должен заполнить ценами в соответствии с имеющейся региональной спецификой. Для удобства общественного контроля данная матрица должна быть доступна на сайте reformagkh.ru.

Однако, один критерий все же позволяет провести какое-никакой сравнение ценовых представлений региональных властей. Это лифты.

Как видно из рисунка, самую наименьшую стоимость заложили в Республике Бурятия. Самыми щедрыми оказались новосибирцы. Красноярский край в качестве предельной стоимость 1 лифта обозначил сумму в размере 1205780.

Парадокс здесь заключается в том, что большинство субъектов СФО определили предельную стоимость до обвала курса и падения покупательской способности рубля, и многие из них рискуют в 2015 году не вписаться предусмотренный потолок цен.

По этой самой причине и Красноярский край и Республика Бурятия рискуют не вписаться в заявленную планку цен и, как следствие, обеспечат жителей своих территорий не самым качественным оборудованием. Новосибирская область и Забайкальский край, напротив, изначально предусмотрев солидный суммы предельной стоимости должны с меньшими потрясениями пройти 2015-2016 гг.

Особняком в этом вопросе стоит Республика Алтай, где о прозрачности, по всей видимости, никто не слышали. Здесь все работы завернули в две категории «с лифтом» / «без лифта» и разделили по городам. По какой цене, например, будут делать фасад, по какой кровлю, сколько будет стоит «инженерка» - чиновники от Республики Алтай решили не пояснять. Видимо, не наше это дело…

Продолжение следует…

 

Роман Казаков,

Руководитель Общественного движения «Народный контроль в ЖКХ»