Кто отвечает за козырьки над подъездами?

В связи с происшествием в городе Красноярске по адресу: пр. им. газеты Красноярский рабочий 191, где 23 февраля в результате падения надподъездного козырька пострадала одна из жительниц дома, и крайне невнятной позиции управляющей компании, для наших читателей мы решили сделать небольшой обзор по этому вопросу.

Начнем с принадлежности такой конструкции, как козырек. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 козырек является частью общего имущества собственников в многоквартирном доме.

Пункт 10 этого же постановления говорит нам, что общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасности жизни и здоровья граждан.

Обеспечить сохранность и все вышеперечисленные характеристики, как указано в п. 4.2.4.2. постановления Госстроя от 27.09.203 №170, должна обслуживающая организация. При обнаружении признаков повреждения козырька работники данной организации должны принять СРОЧНЫЕ МЕРЫ по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации.

По этой причине аргумент управляющей компании о том, что ремонт данного элемента общего имущества «стоял в плане на май», мягко говоря, не очень состоятелен.

О том, как управляющая компания должна была узнать о критическом состоянии козырька красноречиво говорит ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ: безопасность здания должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров, контрольных проверок и мониторинга состояния, а также текущих ремонтов здания и сооружений.

Очевидно, что утверждение представителей управляющей компании: «по этому адресу к нам заявок не поступало» не имеет отношения к делу. Житель дома – не специалист. Он не может понять в каком состоянии находится общее имущество в доме. Что требует обычной покраски, что ремонта, а что срочного демонтажа. Он и не должен им быть.

Почему? Потому что для этого он нанимает управляющую компанию. Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ обозначено, что управляющая компания по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и(или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В добавок к этому, частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ отдельно указано, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Аргумента о том, что у управляющей компании недостаточно средств, признаем, в этот раз не было. Однако т.к. рассматриваем общий случай, напомним норму ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ: размер платы за содержание общего имущества устанавливается достаточным для содержания общего имущества в соответствии с законодательством.

Часто управляющие компании отказываются выполнять те или иные работы ссылаясь на то, что и требуется решение общего собрания собственников, или хотя бы Совета дома, если полномочия по данному вопросу ему были переданы. Общее собрание требуется не всегда. Так, постановлением Президиума ВАС РФ №6464/10 от 29.09.2010 определено, что все неотложные работы должны осуществляться управляющими компаниями вне зависимости от наличия по этому поводу решения общего собрания собственников.

Может ли управляющая компания, которая управляет домом «недавно», по доброй традиции валить всё на предшественника? На словах может, но юридически – нет. Вся полнота ответственности за все возможные происшествия лежит на управляющей компании с момента внесения многоквартирного дома в реестр её лицензии (ст. 200 Жилищного кодекса РФ).

И в заключении то, что касается компенсации. В практике работы нашей организации уже неоднократно были случаи, когда жителям домов, пострадавших по вине управляющей компании предлагали обратиться к подрядчику, который «недосмотрел». Это заблуждение. Ответственность перед собственником за нанятые ею организации несет управляющая компания (НКЖКХ помог получить компенсацию от УК "Жилкомцентр" за причиненный тяжелый перелом).

Договариваться, конечно, как правило, приходится в суде. Но лучше бы, конечно, уметь признавать свою вину и договариваться о компенсации в досудебном порядке.

А ещё лучше ситуаций, в результате которых требуется выплачивать компенсации, не допускать вообще.

Казаков Роман Владимирович
Председатель Координационного совета
общественного движения Народный контроль в сфере ЖКХ