Обзор законопроекта о увеличении штрафов за неоплату ЖКУ

В минувшую пятницу, 23 октября, сразу во втором чтении депутаты Государственной думы приняли закон о повышении штрафов за несвоевременную оплату коммунальных услуг.

Мы внимательно изучили все 118 страниц законопроекта, и готовы детально рассказать вам: что нас ждет с 1 января 2016 года, чего стоит бояться злостным неплательщикам, и чего не надо бояться плательщикам добросовестным.

Что это за законопроект?

Законопроект № 348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" насчитывает 118 страниц и предполагает изменения в 7 федеральных законах Российской федерации. Основные из них это:

-- Закон о газоснабжении в РФ (№ 69-ФЗ от 31.03.1999).

-- Кодекс об административных правонарушениях РФ.

-- Об электроэнергетике (№ 35-ФЗ от 26.03.2003).

-- Жилищный кодекс РФ.

-- О теплоснабжении (№ 115-ФЗ от 21.07.2005).

-- О водоснабжении и водоотведении (№ 416-ФЗ от 07.12.2011).

Законопроект был принят Государственной думой в последнем чтении. Теперь, чтобы этот законопроект окончательно стал законом, его должны рассмотреть Совет Федерации и Президент. Это произойдет до конца 2015 года.

Законопроект описывает все возможные процедуры расчётов за коммунальные услуги: между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями/товариществами собственников жилья; между УК/ТСЖ и собственниками помещений; между собственниками помещений и непосредственно РСО; между различными юридическими лицами.

При этом, законопроект никак не затрагивает тему непосредственных платежей между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями.

В статью 155 Жилищного кодекса РФ вносятся изменения по которым, собственник не платит пеню с первого по 30 день просрочки оплаты за жилое помещение.

С 31-го по 90 день просрочки оплаты, за каждый день просрочки он будет вынужден оплатить пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на день фактической оплаты.

И уже с 91-го дня просрочки включительно, за каждый просроченный день нерадивый собственник вынужден будет заплатить пеню равную 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При этом, для собственников нежилых помещений условия куда более жесткие и они вынуждены будут платить пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Пример:

Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса, плату за жилое помещение следует вносить до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иное не предусмотрено договором управления или решением общего собрания членов ТСЖ.

В таком случае собственник жилого помещения будет платить пеню с 41-го дня после окончания расчетного месяца, а собственник нежилого уже начиная с 11-го. Причем, мы посчитали и получилось, что если не платить весь год, то для собственника нежилого общая сумма пени составит 10 – 11 % от суммы годовой оплаты за ЖКХ, а для собственника жилого уже 6,6 – 7 %.

Аналогично изменились взаимоотношения между управляющими организациями и коммунальщиками.

Для ТСЖ или ЖСК, в силу того, что они являются объединениями собственников, действует та же "лесенка" ставок пени как и для собственников жилых помещений: 0 до 30-го дня просрочки, 1/300 ставки рефинансирования с 31-го по 90-й день просрочки, 1/130 ставки рефинансирования с 91-го дня просрочки.

Для управляющих организаций, а также организаций осуществляющих тепло и водо-снабжение все уже куда более жестко. Уже с первого и до 60-го дня просрочки им начисляется пеня в размере 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день. С 61-го и до 90-го дня пеня повышается до 1/170 ставки рефинансирования, а после 91-го дня включительно становится равной 1/130.

Такой подход един для всех коммунальных услуг.

Также будут внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В частности, увеличится размер штрафа за самовольное подключение к коммунальным сетям.

В КоАП добавится новая статья 9.22 предусматривающая крупные штрафы за нарушения режимов полного или частичного ограничения потребления коммунальных услуг.

Для крупных потребителей, к которым не относятся управляющие организации и товарищества собственников жилья, появится новый институт обеспечения исполнения обязательств.

Главы субъектов Федерации получат право создавать реестр потребителей, которые должны будут сделать какое то обеспечение своих обязательств о оплате энергоресурсов. Например, это может быть предусмотренный законом механизм банковских гарантий.

Речь идет о крупных потребителях, для которых в нынешней ситуации не платить за энергоресурсы гораздо дешевле, чем взять кредит в банке на закрытие долгов.

Наличие банковских гарантий также станет обязательным для всех частных организаций заключающих или уже заключивших соглашения об аренде принадлежащих государству коммунальных сетей или ресурсоснабжающих предприятий.

Ранее заключенные договора о аренде сетей с ресурсоснабжающими организациями могут быть расторгнуты в случае непредоставления банковских гарантий, а виновные лица получат крупные штрафы.

24 октября законопроект был направлен в комитет Совета Федерации по экономической политике.

После рассмотрения профильным комитетом, законопроект будет выдвинут на обсуждение на заседании Совета Федерации, и после получения одобрения направлен Президенту на подписание.

Дмитрий Иванов для нкжкх.рф